Мы против насилия!

Насилие в семье — огромная социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, это явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. Домашние тираны и деспоты — это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальности.
Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей — прочный круг замыкается. В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, вынуждены искать порочные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них — ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера.

Таким образом, длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка играет ведущую роль в жизни личностных деформаций и последующих отклонений в поведении. Бытовое насилие увеличивает число неблагополучных семей, приводит к разводам, лишению родительских прав, росту детской преступности, суициду, убийствам, не говоря уже о причинении тяжкого вреда здоровью и моральному состоянию человека. Как правило, многие факты насилия в отношении женщин остаются незафиксированными, да и в реальности их гораздо больше, нежели это демонстрирует статистика. Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома и бродяжничество, проституция, суицид. Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему.

Поэтому основная работа ложится на школу, социальные и психологические службы. Бытовое насилие — очень серьезная проблема, требующая небезразличного отношения сознательного общества. Для нас, тех, кто занимается образованием молодежи, ответ на вопрос «Почему необходимо снизить уровень насилия?» очевиден: насилие необходимо сократить, поскольку оно препятствует обучению. Обучение ненасилию является, таким образом, инвестированием в молодежь, как личностей и членов общества, которые могут изменить человеческие отношения. Поэтому наша задача сделать школу местом, где происходит диалог и обмен мнениями, и центром общественной жизни в сообществе.
И в связи с этим ежегодно проводится круглый стол, посвященный профилактике бытового насилия в семье с участием учащихся 10-11 классов и приглашенными гостями: психолог кризисного центра Хакимова Галина Маратовна и старший инспектор ДВД Костанайской области Салпенова Сауле Сагинтаевна; классные руководители, психологи и социальные педагоги средних школ № 4, 5, 9, 11, 22.
Данный круглый стол был проведен с целью:
• проинформировать о правах, ответственности и обязанностях учащихся;
• помочь детям найти ненасильственные пути разрешения разногласий, разрешать конфликт конструктивным образом и использовать посредничество и стратегии разрешения конфликта;
• пропагандировать ненасильственные ценности и взгляды: автономность, ответственность, сотрудничество, солидарность;
• предоставить учащимся возможность построить, вместе со своими ровесниками, свой собственный идеал мира.
Инициаторами круглого стола стали учитель истории Грудупс Ксения Яновна и администрация школы. Мероприятие прошло на высоком уровне с использованием интерактивного оборудования. Ребята акцентировали внимание на проблеме бытового насилия в настоящее время в обществе. Рассуждали о правах ребенка в семье, используя такие законы как «Конвенция о правах ребенка», Закон «О правах ребенка в РК», Закон «О профилактике бытового насилия». И делали важные выводы, какую профилактику надо проводить против бытового насилия в семье, куда нужно обратиться, если вы попали в такую ситуацию.
В итоге работы круглого стола были выработаны рекомендации для учащихся и родителей, содержащие информацию о том, как избежать насилия в семье и куда обратиться, если насилие было совершено.
При обсуждении пришли к тому, что при работе с семьями главная задача заключается в том, чтобы:
— помочь родителям найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы, чтобы набор средств родительского воздействия исключал телесные наказания;
— дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения.
Работу с родителями нужно начинать с выявления и социального патронажа семьи с неблагополучным микроклиматом, в ходе этой работы нужно установить контакты с семьей, и собрать информацию о социальной ситуации с использованием различных источников. Организовать консультирование, проводить беседы со специалистами по социальной работе, привлекать психолога и социального педагога.
Учащиеся, нарушающие правила, должны иметь дело с логическими последствиями своих проступков, но дисциплинарные меры, кроме всего прочего, должны применяться для того, чтобы направить их на путь исправления.
Школы не могут только своими силами решить проблемы насилия. Для того чтобы избежать участия в актах насилия, учащимся необходимо предоставить больше возможностей для здоровой, продуктивной деятельности и сократить возможности хулиганского поведения. Для этого необходимо установить партнерские отношения с родителями и обществом.
И последнее что хотелось бы отметить, что своевременное вмешательство — залог успешной борьбы с рассматриваемой проблемой.