Кризисные особенности подросткового возраста

Актуальность
Главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей он получает и саму культуру на протяжении всей своей жизни.
Семья – это место рождения, среда обитания, определенный морально-психологический климат, а также первая школа отношений с людьми для ребенка. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. То, что ребенок в свои ранние годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.


Возрастная периодизация.
Возрастные кризисы

Периодизация Выготского:

  • Кризис новорожденности (до 2мес)
  • Младенческий возраст (до 1 года)
  • Кризис 1 года
  • Раннее детство (1-3 года)
  • Кризис 3-х лет
  • Дошкольный возраст (3-7 лет)
  • Кризис 7 лет
  • Школьный возраст (7-13 лет)
  • Кризис 13 лет
  • Пубертантный возраст (13-17 лет)
  • Кризис 17 лет

Возрастной период
школьный возраст (13-17 лет)
Задачи: Идентификация ролей: Кто я? Кем быть? Каким быть?
Нормальное развитие: Адаптация в социуме.
Аномальное развитие: Путаница ролей.
Рекомендуется обязательное общение со сверстниками.
Семейные кризисы, можно разделить на две потенциальные линии:

  1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.

Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.


Поведение подростка во время кризиса имеет 3 варианта:

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Такая реакция наблюдается у 20% подростков.
  2. Потенциальный негативист. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние окружающей среды: семейные конфликты, угнетающее действие обстановки, давление взрослых. Таких детей большинство, примерно 60%.
  3. Когда негативных явлений нет вовсе. Она встречается у 20% подростков.

В подростковом возрасте резко возрастает чувствительность детей к различного рода психотравмам, конфликтам, утратам, неприятностям.
В этот период резко возрастает недовольство своим телом, раздражительность, вызванная гормональными перестройками, глубоко меняется отношение к миру, возникает потребность в независимости, появляется грубость, цинизм.
Многие подростки тяжело переживают стремление быть такими, как все, и одновременно не похожими ни на кого, не такими как все.


Рекомендации:
Признание достоинств ребёнка:

  • Ты такой (ая) изобретательный(ая) \ артистичный(ая) \ наблюдательный (ая);
  • У тебя всегда интересные и отличные идеи;
  • Быть любознательным – это очень хорошо;
  • Я тобой всегда восхищаюсь;
  • Это просто отличный вопрос!
  • Иы хорошо выглядишь сегодня.

Не стоит забывать о…

  1. Принятие ребенка (таким какой он есть)
  2. Взгляд на окружающий мир, глазами ребенка
  3. Важность мнения ребенка
  4. Доверие ребенку
  5. Оценка усилий ребенка
  6. Признания достоинства

Основные пункты для взаимопонимания семьи и ребенка с учетом его возрастных особенностей!
Важные слова которые нужно говорить детям:
Наша любовь к ребёнку и гордость:

  • Я люблю тебя;
  • Я горжусь тобой;
  • Я так рад(а), что ты есть у меня;
  • Ты очень для меня важен!
  • Я верю в тебя!

Принятие ребёнка:

  • Я принимаю тебя именно такой(им), какая(ой) ты есть;
  • Я понимаю тебя;
  • Спасибо тебе что ты именно такой(ая)!
  • Все допускают ошибки, и я тоже.
  • Помни! Ты не можешь нравиться абсолютно всем, и это вполне нормально.

Важность мнения ребёнка:

  • Я слушаю тебя;
  • Мне очень важно знать твое мнение;
  • Ты спокойно можешь сказать «нет»;
  • Хорошо, давай сделаем по-твоему;
  • Ты был(а) совершенно прав(а).

Доверие ребёнку:

  • Я тебе верю;
  • Я тебе доверяю;
  • Я уважаю твой выбор и поддерживаю тебя.

Оценка усилий ребёнка:

  • Я уверен(а) и знаю, что ты старался(лась) изо всех сил;
  • Спасибо, за твою помощь;
  • Я ценю твою помощь.

Телефоны доверия

Дорогой друг!

Если у тебя возникли  проблемы в школе или  дома,  затруднения в принятии   важного решения,  ты не видишь выхода из конфликтной ситуации или трудно складываются отношения со сверстниками, родителями и учителями, обратись за   помощью  по телефону доверия.

ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО,     АНОНИМНО, КОНФИДЕНЦИАЛЬНО  И БЕСПЛАТНО!   
102, 52-63-50, 52-63-01 – ДВД Костанайской области
109 – Городской акимат.
110, 50-09-39 – КНБ.
111 – Бесплатная линия по защите прав детей.
114 – Республиканская горячая линия для пострадавших от религиозных сект.
150 – Телефон доверия для детей и молодежи.
1402 – Единый телефон доверия МВД.
54-52-28 – Управление образования г. Костаная.
54-40-00 – УВД г. Костаная.
57-57-72 – Комиссия по делам не совершеннолетних и защите их прав при акимате г.Костаная.
39-08-50 – Телефон доверия Отдела образования акимата г.Костаная.
50-42-26 – Детская общественная приемная Отдела образования акимата г.Костаная.
54-21-55 – Областной психоневрологический диспансер.
53-01-03 – Прокуратура г.Костаная.
57-77-77, 57-50-62 – Областной акимат.

Электронные адреса прокуратуры
http://kst.prokuror.kz
http://vk.com/deti_nashe_budushee
http://my.mail.ru/community/deti_bushee